В новом выпуске популярного шоу «Спасибо, послушаю» ведущий Андрей Васильев рассказывает о развитии советского джаза. За полчаса он охватывает всю историческую линию жанра, делая акцент на его популяризации через советскую эстраду 1960-х и роль в культурной жизни страны.
Истоки советского джаза уходят к 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт джаз-бэнда под руководством Валентина Парнаха. Несмотря на то, что Парнах не играл на инструментах, его энергия и стихи стали вдохновением для формирования первых советских джазовых коллективов. Ведущий ярко связывает начало джазовой эры с её завершением, сравнивая Валентина Парнаха с экспериментатором Сергеем Курёхиным. Тогда же музыка воспринималась как прогрессивное явление, близкое к западной культуре.
Однако в 1928 году критика Ивана Горького резко осудила джаз, назвав его «музыкой для толстых», что значительно снизило его популярность в Советском Союзе. Благодаря Анатолию Утёсову появилась своя версия джаза — «теа-джаз», объединяющий театрализованные эффекты и пение на русском языке. Этот стиль стал основой советской эстрады и шансаона. Экранная музыкальная комедия «Весёлые ребята» 1934 года закрепила статус жанра, а участие Горького в её создании подтверждало его официальное признание.
В середине 1940-х годов джаз приобрёл популярность среди союзников СССР, благодаря массовому распространению пластинок. Но к концу десятилетия жанр снова оказался под запретом, пока в 1950-х он не получил новое развитие через крупные оркестры и внедрение в поп-культуру. Джазовые мотивы заметны в саундтреках советских фильмов, работах композиторов Таривердиева, в популярных песнях Магомаева и Пьехи, а также в мультфильмах.
70-е годы ознаменовались борьбой джаза с рок-н-роллом. Однако такие музыканты, как Алексей Козлов, экспериментировали с синтезом джаза и рока. В 1980-х джаз стал более нишевой музыкой, проявляясь в кинофильмах и популярных хитах. Несмотря на спад, влияние жанра осталось живым — пример тому саксофонист Бутман, который играл в «поп-механике» Курёхина.
Эта история показывает, что советский джаз прошёл сложный путь от непопулярной «музыки для толстых» до яркого элемента культуры, оставляя значимый след в истории отечественной музыки.