Гёрлз-бэнды 90-х: как изменилась поп-музыка и почему они вернулись
| Просмотров: 52025 год, программа «Спасибо, послушаю».
Женские музыкальные коллективы 90-х годов, возможно, не стали революцией в поп-музыке, но кардинально изменили её визуальную эстетику и подачу. Ведущий Андрей Васильев в своём выпуске анализирует гёрлз-бэнды как уникальный феномен рубежа XX–XXI веков. До середины 90-х женские группы существовали, но оставались на периферии поп-культуры. Вокальные ансамбли 60-х были чисто коммерческими проектами, рок-группы 70-х не добились массового признания, как и поп-коллективы 80-х.
Переломным моментом стало появление Spice Girls. Квинтет, собранный продюсерами по открытому кастингу, неожиданно вышел из-под контроля и заявил о себе как о самостоятельном явлении. Точнее, о пяти ярких индивидуальностях. Девиз «girl power», распределение по амплуа и органичность образов позволили публике выбирать характер, который им ближе. В отличие от бойз-бэндов, стремившихся нравиться всем, женские группы предлагали разные модели поведения, отстаивали права женщин и заряжали невероятной энергией. При этом далеко не все участницы соответствовали классическим стандартам красоты — поп-культура предлагала разнообразие, а не шаблон.
Параллельно со Spice Girls на сцене появились All Saints — более сдержанная и взрослая версия женской солидарности, а также Sugababes, нашедшие золотую середину между двумя подходами. Американские гёрлз-бэнды, в свою очередь, не боялись затрагивать в текстах даже острыециальные темы.
Пик популярности, рекламные договоры, мировые турне — но куда исчезли гёрлз-бэнды к концу 2000-х? Васильев объясняет это ускорением музыкальной индустрии: с приходом интернета важно мгновенно реагировать на тренды. Многосоставные коллективы с индивидуальными контрактами и творческими амбициями не могли работать в таком ритме. Индустрия сделала ставку на сольных артистов — теперь слушатель выбирал не «любимую перчинку», а конкретную исполнительницу из огромного выбора.
Однако спустя десятилетие гёрлз-бэнды триумфально вернулись в формате k-pop. В Азии иное отношение к коллективному творчеству, а корейские группы идеально адаптировались к цифровой эпохе: больше участниц — больше контента, реакций, виральных видео. То, что мешало западным проектам в 2000-х, стало их главным преимуществом в 2020-х.
Не исключено, что в будущем европейские и американские лейблы пересмотрят подход к созданию женских групп. Жаль только, что в программе ничего не сказано о российских девичьих коллективах — их история развивалась по собственному сценарию, не похожему ни на западный, ни на азиатский опыт. Ироничный комментарий ведущего на эту тему определённо добавил бы выпуску остроты.