К 100-летию со дня рождения легендарной балерины Майи Плисецкой Первый канал представит документальный фильм «Майя Плисецкая: Фурия танца». Премьера запланирована на 20 ноября 2025 года.
Путь в Большой театр для девятилетней Майи начался благодаря ее тете, солистке Большого театра Суламифь Мессерер. Артистичность девочки сразу покорила приемную комиссию. Однако в 1937 году, когда Майе было всего 12 лет, ее отец Михаил Плисецкий был арестован и впоследствии расстрелян по обвинению в шпионаже. Несмотря на это, юной Майе позволили продолжить обучение в балетной школе, но обида на власти за смерть отца осталась с ней навсегда.
В 1943 году, с блеском окончив хореографическое училище, Майя Плисецкая начала свой первый сезон в Большом театре. Ее невероятная энергия, темперамент, который впоследствии окрестят «бешеным», грация «лебединых рук», головокружительные прыжки, глубокая артистичность и музыкальность моментально стали ее визитной карточкой.
К середине 1950-х годов Плисецкая уже исполнила практически все ведущие партии в репертуаре Большого. Однако в октябре 1956 года, несмотря на все свои заслуги и звания, ей было отказано в выезде на первые гастроли театра в Лондон. Причинами назывались репрессированное прошлое отца, отказ вступать в партию и ее прямолинейность. Шесть долгих лет Плисецкая оставалась невыездной. В этот непростой период ее жизни произошла знаковая встреча с композитором Родионом Щедриным, который стал главным мужчиной ее жизни.
«Мне в жизни невероятно повезло, что я встретила такого человека, что этот человек полюбил меня, полюбил на всю жизнь. И для меня нет ничего и никого дороже него в жизни», – говорила Майя Михайловна о своем муже.
К середине 1960-х годов классический репертуар становился для Плисецкой тесен. Она страстно желала работать в современном хореографическом направлении. В 1967 году ей удалось добиться постановки в Большом театре балета «Кармен-сюита». Однако премьера не произвела ожидаемого фурора. Публика, не готовая к столь новаторскому произведению, встретила его прохладно, как и руководство театра. Несмотря на сложности, Плисецкой удалось отстоять свой балет, который в итоге был показан в Большом театре более 130 раз, а по всему миру — около двухсот.
Схожая борьба ожидала ее и с постановкой «Болеро». После триумфального выступления в Бельгии, Майя Плисецкая стремилась привезти этот балет в Москву вместе с труппой Мориса Бежара. Вопрос дошел до самого Леонида Брежнева, и в итоге балет стал главным театральным событием Москвы. Плисецкая также самостоятельно поставила балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», к которым музыку написал Родион Щедрин. Каждая партитура украшена посвящением: «Майе Плисецкой, неизменно», «Майе Плисецкой, всегда».
В 1990-е годы, после ухода из Большого театра, Майя Плисецкая и Родион Щедрин переехали в Германию. Однако Майя Михайловна не переставала танцевать. Все свои юбилейные даты она отмечала на сцене Большого театра, своей самой любимой сцене. Балерина ушла из жизни за полгода до своего 90-летия. 20 ноября 2015 года, в день, который она запланировала, на сцене Большого прозвучала музыка «Болеро». И хотя на сцене была лишь кинопленка, зрители были тронуты до слез и одарили ее овациями.
Эксклюзивные кадры для фильма были предоставлены из личного архива брата балерины, Азария Плисецкого. Для съемочной группы Первого канала были открыты фонды Московского государственного академического художественного училища (ныне МГАХ), которое окончила Майя Плисецкая. Зрители также услышат откровения близких и коллег о непростом характере артистки и жизненных испытаниях, а также увидят фрагменты архивных интервью, в которых Плисецкая рассказывает о себе без прикрас.
В фильме приняли участие артисты Михаил Лавровский, Вячеслав Гордеев, Сергей Радченко, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, биограф Майи Плисецкой Николай Ефимович, супруга Азария Плисецкого Любовь Киви-Минскер, начальник историко-архивного отдела МГАХ Зоя Ляшко, профессор Академии Русского балета имени А. Вагановой Ольга Розанова, директор музея-квартиры Плисецкой Оксана Карнович, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра Алексей Исайчев и другие.
Показ фильма состоится в 00:15. Повтор — 22 ноября в 10:15.
Комментарии
Комментариев пока нет.