Пианист Джонатан Бис в своей колонке для The New York Times затронул актуальную проблему современной классической музыки, заявив: "Классических музыкантов не учат разговаривать с Богом. Нас учат не делать ошибок".
По мнению Биса, такаястановка дел обусловлена несколькими факторами. Во-первых, немногие современные исполнители сами сочиняют музыку. Хотя стремление к творческой интерпретации является идеалом, первичный акт творения остается для них лишь изученным, а не пережитым опытом, что может приводить к параличу. Страх "испортить" произведение, не до конца понимая процесс его создания, сковывает исполнителей.
Ситуация усугубляется огромным наследием записей, предшествующих современным музыкантам. Маркетологи часто используют слово "окончательный" для описания почитаемых записей, превращая их в часть канона, равнозначную самим произведениям. Молодым музыкантам проще стремиться к воспроизведению этих "сакральных" исполнений, чем проделывать сложную работу по самостоятельному осмыслению и глубокому пониманию музыки.
Бис подчеркивает, что виртуозное владение инструментом — невероятно сложный процесс, требующий пожизненного труда. Однако техническое мастерство само по себе не представляет интереса; это лишь средство для достижения выразительной цели. Оно является предпосылкой для передачи сути произведения, но не самоцелью.
"Фетишизация совершенства, возможно, и не удивительна, но от этого не менее разрушительна. Невозможно учиться и расти, пытаясь казаться тем, кто все для себя выяснил. Невозможно говорить с Богом, пытаясь избежать ошибок. Совершенство — это стагнация..." — заключает пианист.
Комментарии
Комментариев пока нет.