Сотрудничество легендарных театров: Большого и Екатеринбургского
Уникальное партнёрство между Большим театром России и Екатеринбургским театром оперы и балета продолжает расцветать, укрепляя традиции совместного творчества. Наши коллективы связывают десятилетия плодотворного взаимодействия, основанного не только на профессионализме и взаимопонимании, но и на глубокой духовной близости — общем стремлении служить высокому искусству оперы и балета.
История нашего сотрудничества наполнена яркими событиями: от гастролей и обмена солистами до совместных постановок. Сегодня это партнёрство обретает новые формы. Ярким подтверждением служит постановка оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» в Екатеринбургском театре. Спектакль воплощён в уникальных декорациях и костюмах, созданных по редким эскизам академика живописи Фёдора Фёдоровского.
Режиссёрской работой занимается Михаил Панджавидзе, а музыкальное сопровождение обеспечивает дирижёр Большого театра Павел Клиничев. Этот проект — логичное продолжение успешного опыта: ранее на сцене Екатеринбургского театра с триумфом прошёл балет «Жизель» Адана, поставленный легендарной балериной, народной артисткой СССР Людмилой Семенякой.
Время диктует новые вызовы, но творческие коллективы Москвы и Екатеринбурга готовы отвечать на них, открывая новые горизонты в театральном искусстве. Мы уверены: совместные проекты будут воплощаться с неизменным успехом.
С самыми тёплыми пожеланиями,
Генеральный директор Большого театра России
А.Г. Иксанов
«Царская невеста»: трагедия любви в эпоху Ивана Грозного
Среди семи жён Ивана IV Марфа Собакина занимает особое место. Её короткий и загадочный брак с царём стал основой для оперы Николая Римского-Корсакова — шедевра русской классики. Хотя либретто далёко от исторической правды, драматическая судьба Марфы продолжает волновать воображение.
Опера создана по мотивам пьесы Льва Мея (1849 г.) и написана композитором в рекордные сроки — за 10 месяцев 1898 года. Премьера в Московском театре Мамонтова (1899 г.) стала настоящим триумфом. В работе над спектаклем участвовали:
- Михail Врубель — автор эскизов декораций;
- Надежда Забела-Врубель — исполнительница роли Марфы;
- Михаил Ипполитов-Иванов — дирижёр.
«Царская невеста» принадлежит к зрелому периоду творчества Римского-Корсакова, когда композитор сосредоточился на лирической глубине и мелодической выразительности. В отличие от масштабных исторических опер («Псковитянка», «Борис Годунов»), здесь основное внимание уделено психологическим переживаниям героев.
Исторический контекст: как выбирали невесту для царя
В 1572 году в Александровской слободе прошёл смотр лучших девушек Руси. Иван Грозный, искавший третью жену, выбрал Марфу Собакину — дочь новгородского купца. Однако её судьба сложилась трагично: по легенде, невеста была отравлена врагами царя.
Либретто оперы не претендует на документальность, но создаёт поэтическую версию событий, вдохновившую Римского-Корсакова на создание одного из самых проникновенных произведений русской оперы. Как отмечал либреттист Владимир Бельский, в «Царской невесте» «красота и психологическая правда сливаются в идеальной гармонии».
Почему стоит посетить спектакль?
- Уникальные декорации по эскизам Фёдора Фёдоровского;
- Постановка режиссёра Большого театра Михаила Панджавидзе;
- Музыкальное сопровождение под управлением Павла Клиничева;
- Три часа погружения в атмосферу эпохи Ивана Грозного.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.